четверг, 11 июля 2013 г.

Немного истории - появление и становление BMX

BMX расшифровывается как Bicycle Moto Extreme (Байсикл Мото Экстрим), что в переводе означает Вело Мото Экстрим. Существует множество версий о происхождении этого вида спорта, одна из основных это то, что основателем стал американец Gary Turner (Гари Тёрнер) (основатель фирмы GT), который разработал специально для своего сына небольшой велосипед, чтобы тот мог гонять по взрослым мото-трассам. Оттуда и появился сам термин BMX  и первый стиль – рейсинг (racing). BMX вошёл в моду. Позже многим рейсинг наскучил, и они вышли на улицы города. Так появились остальные стили: стрит (street), флэт (flat), верт (vert) и дерт (dirt).  Было это предположительно в середине-конце  70-х. Свидетельство этому создание первых велосипедных фирм ( 1975-1980 года), специализирующихся на производстве ВМХ-байков и одни из первых соревнований дaтированных  1976-78 годами.


Следует заметить, что ВМХ-байки в то время и близко не стояли с сегодняшними моделями. Среди первых были: Haro, GT, Hutch, Skyway и Mongoose. Но все же самые реальные байки производили только GT и Haro. В то время лучшими тормозами были ACZ Z-Rims, которые также не отличались качеством, так как они были сделаны из пластика или нейлона. Тогда не было хромовых ободов (а хром - наилучшая поверхность для торможения), Вскоре появился первый настоящий фристайловый байк "Haro Sport". У него были опускающиеся пеги, тормоза "mags" и GYRO (система, позволяющая вращатся рулю на  360 градусов, не запутывая тормозные тросики). Пеги тогда наворачивались на ось, что довольно часто приводило к поломке оси. В  1988 появились первые байки, перешедшие на " 990е тормоза". Появляются новые компании. Самый навороченный Haro продавался с  48-спицевыми ободами. В то время рама все еще оставляла желать лучшего.
Развивались компании, выпускающие товары, сопутствующие этому виду спорта: запчасти, защиту. Компания Hammer представила защиту для голеней. Они использовали для смягчения неопрен и вспененную резину. Это было настоящим спасением для многих райдеров.
Новый вид спорта развивался и его растущий для того времени уровень, подхватила вскоре создавшаяся "Американская Фристайл-Ассоциация" (AFA). Она объединила сотни райдеров-гонщиков, флэтлэндеров, и фанатов верта. Все райдеры старались следовать традициям AFA и надевали полную защиту, не взирая на дисциплину. В AFA были начинающие, опытные, эксперты и профессионалы, разделённые на  4 группы: от  13 и младше,  14-15, 16-18, 19 и старше. Флэтлэнд занимал ведущее место. Для примера в одном из состязаний было  120 участников в категории  16-18 среди экспертов по флэтлэнду. Лучшие райдеры соревновались как во флэте, так и в верте. Среди множества спортсменов наиболее выделялись Matt Hoffman (Мэтт Хоффман), Dennis McCoy (Дэннис МакКой), Rick Thorn (Рик Терн).
-->
Время с  1989 по  1991 года –  3 года, в которые bmx как спорт исчез. Соревнования прекращались, райдерам надоело тратить огромные средства на покупку зап.частей и починку велосипедов. Журналы либо закрывались, либо не соответствовали тематике.
Но вскоре спорт снова стал развиваться. С одной стороны этому поспособствовал новый виток в исполнении трюков, так называемый New school (трюки стали высоко акробатические, большой сложности), с другой - разработки велосипедных компаний, нацеленные на увеличение прочности и долговечности деталей. К примеру, компания Standard Industries представила первую длинную закаленную ось для фристайла, что позволило использовать пеги с новой технологией крепления - deep socket bolt on (они прикручивались болтом, как на современных байках).
Но все же наибольшая заслуга в "новом" развитии фристайла принадлежала Мэтту Хоффману, понимавшему желание райдеров участвовать в соревнованиях, не ограничивающих их стиль катания правилами. Он провел BS - Bicycle Stunt - серию соревнований. Это были первые соревнования, доказавшие, что чем меньше правил и чем "безбашеннее" участники, тем лучше. Флэт, верт и стрит - все было там. Соревнования были открыты как для профи, так и для начинающих. Серия BS была началом для X-Games и B3 (X-Trials). Дэннис МакКой выиграл BS, и по итогам года стал лучшим.
Появился журнал "Ride" и представил фристайл в таком виде, в каком никто этого раньше не делал. Они допускали  нецензурные слова на своих страницах и давали рекламу маленьких компаний.
Hoffman Bikes "раскрутились" и уровень катания начал подходить к высшей точке своего развития. Похоже, это был лучший год для соревнований. GT и Haro, будучи не в состоянии составлять конкуренцию другим фирмам, выпускавшим все новые байки, начали переделывать свои. GT была настолько популярна, что она захватила большую часть рынка.
В  1995 ESPN (телевизионный канал) начинает активную деятельность. Hoffman решил завязать с соревнованиями и заняться своей байковой компанией. BS переходит под контроль ESPN. В первую очередь, они убрали из соревнований начинающих, объясняя это тратой времени. Cказали, что также не прочь бы избавиться и от флэтлэнда. В  1996 ESPN продолжает разговоры об исключении флэта из X-Games (бывший BS). Времена, когда в журналах было по  10-15 фото флэтленд отходят. Верт становиться основным направлением. Стрит становится самым интересным на соревнованиях, так как площадки меняются от места к месту. Разное расположение трамплинов заставляет райдеров кататься по-разному в каждом новом месте.
Чтобы совсем уж ограничить число райдеров, ESPN стало допускать к участию  30 человек в каждом классе среди профессионалов и "середняков". Все райдеры должны зарегистрироваться заранее. Райдеров катались по тем же трассам, что и скейтбордисты. Местные соревнования снова набирают популярность.
На сегодняшний день, ВМХ-спорт в Европе и, в особенности в Америке колоссально популярен, что подтверждается обилием соревнований. Среди ежегодно проводимых, можно выделить X-Games, Beach Bash (дисциплина верт), турнир King of Dirt, турниры на кубок Red Bull, Urban Games. Каждый штат или город изобилует скейтпарками, что обеспечивает людей в каждодневных тренировках, дает возможность молодежи самореализовываться и выпускать свою безумную энергию в мирных целях.
В нашей стране BMX-инг начал развиваться в  1990-е годы. Первой из освоенных российскими велосипедистами BMX-дисциплин стал рейсинг. Гонщики из России завоевывают призовые места на международных соревнованиях. Позже стали развиваться другие виды.
В наше время BMX довольно распространённый экстримальный вид спорта. BMX делится на пять дисциплин катания: стрит, флэтленд, дерт, верт, и рейсинг. Все дисциплины, кроме рейсинга относятся к BMX Freestyle.

Комментариев нет:

Отправить комментарий